Местре Пастинья Местре Пастинья - выдающийся мастер капоэйры, чье имя прочно ассоциируется со вторым крупнейшим стилем капоэйры - капоэйрой Ангола.

Местре Пастинья - он же Висенте Феррейра Пастинья (Vicente Ferreira Pastinha) - родился 5 апреля в 1889 года в Сальвадоре, Бразилия. Свои первые уроки капоэйры он получил от африканца Бенедито, мастера по прозвищу Вельо Африкано. Маленький Винсенте часто получал тумаков от соседских ребят, которые были старше и сильнее. Однажды Бенедито заметил это и предложил Висенте научить его защищаться.

Такая трогательная легенда повествует о появлении одного из величайших капоэристов всех времен. Детство Пастиньи прошло скромно и счастливо. Утром он занимался рисованием в лицее, а вечером учился капоэйре у Бенедито. Учеба длилась три года. Старый Африканец (так переводится прозвище мастера) научил Пастинью не только отражать удары противника, но и посвятил его в таинства маджинги (mandinga - «колдовство»), малисии (malicia - «хитрость») и маландража (malandrage - «жульничество»). Мистические навыки не случайны - капоэйра Ангола была и остается самым древним стилем капоэйры, окутанным колдовством.

Позднее по желанию отца Пастинья вступает в школу моряков, где не было возможности учиться капоэйре. Он продолжает практиковать капоэйру - тайно, поскольку в то время она была под запретом, а затем начинает преподавать ее своим друзьям.

Около 12 лет Пастинья преподавал капоэйру морякам. Покинув флот, он продолжил заниматься привычным делом. Уже имея большой опыт преподавания, Пастинья мог легко и непринужденно обучать традициям капоэйры, сохраняя ее самобытность. В 1910 году, после 20 лет практики в капоэйре, Пастинья открыл свою первую школу в здании местного велосипедного клуба. Среди первых учеников был Раймонд Аберр, который стал выдающимся капоэйристом в Баии.

Спустя тридцать лет, в 1941 году, Пастинья открыл новую академию - Академию капоэйры Ангола. Местре Пастинья был первым, кто ввел униформу в капоэйре. Его академия использовала желтые майки и черного цвета штаны - цвета любимой футбольной команды мастера.

Со временем Пастинья становился все более известным. Он получал много приглашений на презентации своей группы в других штатах Бразилии. Наибольшим признанием заслуг Местре Пастиньи стало приглашение из Министерства Иностранных дел Бразилии для участия в делегации, которая представляла Бразилию на «Первом Международном Фестивале Негритянского Искусства» в Дакаре в Африке, который проходил в апреле 1966 года.

Тем временем капоэйра становилась все более популярной, и вековое искусство начало приобретать упрощенный, прикладной характер. Обеспокоенный этим, мастер Пастинья всегда делал акцент на традиционный характер капоэйры. Он обязательно рассказывал ученикам об игровой и ритуальной стороне капоэйры. Поэтому стиль Ангола обычно называют традиционной капоэйрой.

В 1964 году мастер Пастинья вместе со своим другом Жоржи Амаду (Jorge Amado - бразильский писатель-романист и политический деятель) написал книгу под названием «Капоэйра Ангола», а затем выпустил альбом «Капоэйра Ангола - Мастер Пастинья и его Академия». Но не смотря на свою известность и популярность, Висенте Пастинья, как и многие мастера, доживал свои годы в нищете - слепой и покинутый всеми. Скончался Великий Местре в 1982 году в городе Баия, в сердце древней колыбели искусства капоэйры. У Местре Пастиньи осталось много учеников, продолжающих традиции стиля Ангола и по сей день. Среди них наиболее известные местре Жоао Гранджи (Joao Grande) и Жоао Пекено (Joao Pequeno).