Основные движения

Хотелось бы рассмотреть движения капоэйры в общем, не конкретизируя их названия. Хотелось бы обсудить то, как новичку, не знающему ничего о том что такое капоэйра, ее культура и традиции, научиться играть ту капоэйру, которую играют в Бразилии на пляжах и набережных Ресифи, Сальвадора и Рио, ту капоэйру, которую играют на площадях Сан Пауло, и ту капоэйру, которую мы в Capoeira Camara любим и уважаем!

На данный момент существует большое количество школ, групп и направлений в капоэйре. Можно выделить такие направления, как Capoeira Angola, Capoeira Regional, ну и конечно Capoeira Contemporanea - современная капоэйра. Несмотря на различия в технике, подходе к преподаванию и философии ведения игры, представители большинства стилей сходятся в основных аспектах. Попробуем сформулировать самые, по нашему мнению, ключевые.

1. Капоэйра – это не танец, а боевое искусство, и в игре люди двигаются близко, создавая опасность для своего противника. Удары наносятся в противника, а его задача – вовремя уйти от атаки.

2. Использование уходов в капоэйре обусловлено тем, что раньше не только в ногах, но, как говорят старые мастера, и в руках зажимались лезвия, напоминающие лезвия для опасной бритвы - этими лезвиями наносились незаметные порезы. Разгоряченные игрой капоэйристы зачастую падали без сознания от потери крови, слишком поздно поняв, что они ранены. Поэтому, используя в капоэйре в первую очередь технику уходов, мы отдаем дань традиции, а также тренируем нашу реакцию.

3. Игру в капоэйру можно сравнить с диалогом между людьми. Человек что-то говорит, второй – слушает и что-то отвечает. Невозможно вести качественный диалог, если оба одновременно говорят, или один из собеседников не слушает, что ему пытаются сказать. Тоже самое и с капоэйрой: капоэйрист атакует, второй анализирует атаку и уходит. Далее следует контратака или флорейро (акробатический элемент). Эта схема, конечно, не может описать всю сложность и красоту игры капоэйры, но для новичков может послужить ключом к пониманию основ игры.

4. Использовать флорейро (акробатику) в Роде необходимо, но делать это надо с осторожностью. Акробатические элементы могут служить как самостоятельными элементами, так и уходами от ударов. В первом случае капоэйристу необходимо создать ситуацию, в которой сделать флорейро будет безопасно. То есть, например, разорвать осознанно дистанцию и выполнить движение на расстоянии от противника, либо сделать элемент в момент, когда противник также выполняет флорейро. Второй же случай требует большей подготовки и реакции. Конкретные примеры изучаются в ходе занятий.

5. Скорость и характер игры задают музыкальные инструменты, в первую очередь – беримбау. И хорошим капоэйристом можно назвать того, который понимает и соблюдает то, что говорит ему беримбау и делает движения, характерные для конкретной игры, будь то Bengela , Sao Bento Grande или Regional.

6. Задача двух игроков – обмануть друг друга, обыграть ситуацию таким образом, чтобы в конечном итоге, к примеру, закончить неожиданной атакой. В общем, всеми доступными способами создавать противнику проблемы. В этой связи малоэффективным представляется игра друг напротив друга, не перемещаясь по пространству Роды. Хороший капоэйрист старается обойти своего противника, используя для этого не только перемещения вбок, но и вперед, назад, а также перемещения через противника и даже под ним!

Говоря о движениях капоэйры в общем, все-таки нельзя не упомянуть Жингу (Jinga).

Жинга дословно переводится как «шаг,покачивание». Это основное движение капоэйры, ее «скелет», отличающий капоэйру от других боевых искусств. Все движения: удары, уходы, акробатика – делаются из жинги. Характер жинги также зависит от ритма, который играет беримбау. Например, в Режионале она более закрытая и прямая, в то время как в Бенгеле она мягкая, плавная, с множеством балансирующих движений. Надо отметить, что словом «жинга» называется не только основной шаг по схеме база-кадейра-база, но и балансу, а также различные шаги, используемые для перемещений по кругу.