Ритмы беримбау

Беримбау - один из древнейших музыкальных инструментов. Родом из Африки. По форме беримбау напоминает натянутый лук, снизу располагается кабаса, резонатор из высушенной тыквы. Звук извлекается при помощи небольшой деревянной палочки, бакеты. Небольшим камнем, игрок на беримбау изменяет звук, прикасаясь к струне. Ритм помогает держать плетеный шейкер, кашиши.

В начале разберем обозначения звуков:

1. Чи (обозначается как "X") – дребезжащий звук, возникающий когда бьешь по струне со слегка прижатым камнем (добрао).

2. Тон (обозначается как "O") – открытый звук, т.е. удар струне с отжатым камнем (добрао).

3. Тинь (обозначается как "C") – струна сильно прижата камнем (добрао).

4. Тонш (Xo) – открытый звук, завершающийся легким глушением с помощью камня.

1. Benguela (Бенгела)

Изначальное название ритма Banguela, а не Benguela. Название Benguela было введено основателем группы ABADA Capoeira мастером Camisa.

Стиль Бенгела был придуман Местре Бимбой для того, чтобы новички могли учиться быстрой капоэйре, начиная с чего-то попроще. Также этот ритм использовался для того, чтобы представители Капоэйры Режионал и Капоэйры Ангола могли играть друг с другом. В данный момент это один из основных ритмов, используемых в современной капоэйре. Игру Бенгела можно сравнить с шахматной партией, где цель не сразу нанести удар, а сплести сеть из уловок и движений. Для этого ритма характерны плавные и красивые перемещения около земли, большое количество не прыжковой акробатики и множество балансирующих движений.

Схема:

чи-чи-тон-тинь-тинь

XX.O.C.C|XX.O.C.C|XX.O.C.C|..........

2. Regional (Режиональ)

Полное название – Режиональ, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (Regional, Sao Bento Grange de Bimba)

Этот ритм придумал мастер Бимба специально для роды стиля Режионал. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. При этом не пропадает игровой аспект капоэйры в роде. Последовательность движений более простая, чем в бенгеле, и выполняются более простые перемещения.

Схема:

чи-чи-тонш-тинь-чи-чи-тон-тон- тинь

XX.Xo.C.XX.O.O.C|XX.Xo.C.XX.O.O.C|

3. Santa Maria (Санта Мария)

Существует два варианта этого ритма:

Первый был создан мастером Бимба и носил название "Hino da Capoeira Regional" – гимн капоэйры режиональ.

В некоторых школах (особенно в школе "Associacao de capoeira Mestre Bimba") этот ритм играется в начале каждого занятия как дань памяти мастерам капоэйры, ну и конечно же, мастеру Бимбе. В большинстве школ капоэйры сегодня этот ритм используется для приглашения капоэйристов собрать Роду.

Второй же вариант пришел из традиции капоэйра Angola и используется для игры Чику-Чику (Tico-Tico). Когда в центре роды кладут деньги, играют два человека. Победителем является тот, кто подобрал денежку при помощи рта, стоя на руках. При этом ноги тоже должны находиться в воздухе!

В наши дни два варианта исполнения ритма часто сливаются в один ритм – Santa Maria.

А) Схема для Santa Maria (Tico-Tico):

чи-чи-тон-тон-тон-тон;чи-чи-тон-тон-тон-тинь;чи- чи-тинь-тинь-тинь-тинь;чи-чи-тинь-тон-тинь-тон

O.OOO.XX|O.OOC.XX|C.CCC.XX|C.OCO.XX

Б) Схема для Santa Maria (Hino da Capoeira Regional):

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тин тон тин

чи чи тин тин тин тин тин тин тин тон тин тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тин тон тин

чи чи тин тин тин тин тин тин тин тон тин тон

чи чи тон чи чи тон чи чи тон тин тон тин

чи чи тин тин тин тин чи чи тин тон тин тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тон тон тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тон тон тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тин тон тин

чи чи тин тин тин тин чи чи тин тон тин тон

чи чи тон тон тон тон чи чи тон тон тон тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тон тон тон

чи чи тон тон тон тон тон тон тон тин тон тин

чи чи тин тин тин тин чи чи тин тон тин тон

тон тон тин тон...

4. Cavalaria (Кавалария)

Ритм который использовался музыкантами, чтобы предупредить игроков о приближающейся полиции. Ритм был актуальным во времена , когда капоэйра была запрещена законом и имитировал стук копыт приближающегося отряда конной кавалерии.

Схема:

Чи-чи-тон-тинь-тонш-тонш-тонш-чи-чи-тон-тинь-тонш-тон-тон-тинь-тонш

X.X.O.C Xo.Xo.Xo X.X.O.C Xo.O.O.C.Xo

5. Iuna (Иуна)

Ритм, используемый мастером Бимбой для игры , наполненной акробатикой. Можно сказать, что это ритм, придуманный для шоу. В наше время под иуну чаще делают акробатические соло, чем играют капоэйру. Рисунок ритма изображает разговоры самца и самки птички Иуна, которая водится в Бразилии.

Схема:

(Чи-чи-тонш тонш)-тонш-тонш-тонш-тонш-тонш- (Чи-чи-тонш тонш)-тон-тон-тон-тон-тон-тон-тонш

(XX.Xo.Xo) Xo.Xo.Xo.Xo.Xo (XX.Xo.Xo) O.O.O.O.O.O.Xo(XX.Xo.Xo)

6. Idalina (Идалина)

Как рассказывали нам старые мастера, это ритм, под который играли с лезвиями в руках и ногах.

Схема:

Чи-чи-тон-тон-тинь-тон-тонш-тинь

XX.OO.C.O.Xo.C|XX.OO.C.O.Xo.C

7. Sao Bento Pequeno (Сау Бенту Пекену)

Ритм, обратный Анголе. Часто используется для поддержания ритма Ангола на беримбау медио. Либо как самостоятельный ритм.

Схема:

Чи-чи-тинь-тон

XX.C.O.|XX.C.O.

8. Jogo de Dentro (Жогу ди дентро)

Название переводится как «Игра внутри», что подразумевает очень маленькую дистанцию и близкую игру.

Схема:

Чи-чи-тинь-тон-тинь

X.X.C.O.C|X.X.C.O.C

9. Angola – Ангола

Схема:

Чи-чи-тон-тинь

XX.O.C.|XX.O.C.

10. Sao Bento Grande de Angola – Сау Бенту Гранди ди Ангола

Схема:

Чи-чи-тин-тон-тон

XX.C.OO|XX.C.OO|XX.C.OO

Игра под этот ритм имеет достаточно высокую скорость. Движения выполняются максимально технично, присутствует много акробатики. В основном игра происходит вверху, лишь изредка разбавляется переходами по низу, например Холе.

11. Samba de Roda ( Самба ди Рода)

Ритм для танца Самба. Во многих академиях капоэйры существует традиция танцевать самбу после Роды. В отличие от карнавальной самбы, здесь используются те же инструменты, что и в капоэйре: баримбау, атабаке, пандейру и агого.

Схема:

Чи-чи-тонш-чи-чи-тонш-чи-чи-тонш-чи-чи-тон-тон-тон-тонш

X.X.Xo X.X.Xo X.X.Xo X.X.O.O.O.Xo

12. Amazonas

Схема:

Чи-чи-то-тош-тинь

X.X.O.Xo.C|X.X.O.Xo.C