История капоэйры

О происхождении капоэйры до сих пор ходят споры. Существует мнение, что капоэйра – это синтез культур народов Африки, завезенных португальцами в Южную Америку, с традициями и верованиями местных индейцев. Другие источники утверждают, что предком капоэйры является «Танец зебр», распространенный среди африканских племён. Как бы то ни было, с точностью можно утверждать что в Бразилии капоэйра стала формироваться примерно 500 лет тому назад. Португальцы использовали в качестве рабочей силы рабов, привезенных из Африки. Рабов, принадлежавших к разным племенам, селили в одних бараках, называемых Сензала, и, как считается, это и послужило почвой для нового боевого искусства.

Рабы, угнетаемые своими хозяевами, были вынуждены придумать такую систему самообороны, тренировку которой легко замаскировать. Плантаторы снисходительно относились к обычаям и традициям африканцев, поэтому странные танцы не вызвали у них удивления или настороженности. И зря… Рабы совершенствовали свою технику, в основе которой лежал бой со связанными руками и разнообразные подсечки.

Quilombo dos Palmares

Большую роль в развитии искусства капоэйры имели поселения беглых рабов Киломбуш (Quilombos), самый известным из которых был Киломбуш дос Палмарес (Quilombos dos Palmares).

Это поселение представляло собой хорошо укрепленную деревню, располагающуюся на вершине горы в штате Пернамбуку, на Северо-Востоке Бразилии. Чтобы подняться в Киломбуш дос Палмарес по склону горы, надо было преодолеть несколько уровней заграждений, между которыми были посажены дикие хищные звери. А путь туда передавался в легендах.

Киломбуш дос Палмарес насчитывало около 10 000 жителей. Можно назвать это поселение хорошо организованной коммунной. Денег там не существовало, вместо них практиковался натуральный обмен. Поселение отражало атаки полиции и армии и успешно процветало на протяжении 100 лет! А за голову короля Киломбуш-Зумби дос Палмарес было объявлено гигантское вознаграждение. В конце концов отряды полиции и армии прорвались в Киломбуш и уничтожили большинство жителей. Казнь проходила у озера, расположенного на той же горе. Сейчас на этом месте разбит мемориальный парк-музей, а озеро считается священным местом силы.

После отмены рабства в 1888 году большинство бывших рабов не смогли найти себе работу и вынуждены были промышлять грабежом и убийствами. В это время слово капоэйрист стало синонимом слова «вор», «убийца» и «бандит». Капоэйра была объявлена вне закона. Полиция начала облавы на места сборищ капоэйристов и на уличные Роды. Для предупреждения участников Роды о приближении конной кавалерии, игрался специальный ритм на беримбау, который так и назывался Кавалария (Cavalaria), имитировавший стук копыт лошади. По этому сигналу часть людей разбегалась, а часть танцевала безобидный танец. Именно в те времена появились первые группы капоэйры. На самом деле они скорее являлись бандами. Существовали списки каждой группы, где имена ее участников заменили прозвища (Apelido) для сокрытия их от полиции. Это послужило началом традиции – давать ученику в момент получения пояса, имя в капоэйре.

Сохранились отчеты полиции тех времен, в ко

торых говорится, что капоэйрист по имени Безору Манганга принес в полицию целый мешок оружия, отобранного им в одиночку у целого отряда полиции, после чего он скрылся из полицейского участка. Считалось, что он обладал магическими способностями и был неуязвим. Безору послужил вдохновителем многих капоэйристов того времени. Поговаривали, что убит он был заговоренным деревянным кинжалом из дерева Тикум.

В 1930 году в результате военного переворота гонения на капоэйру ослабли. И стало возможным появление академий по капоэйре. Первым оказался Местре Бимба (Мануэл дос Рейс Машаду), который создал первую академию собственного стиля капоэйры – Режионал – в 1932 году. Он разработал специальную методику тренировок, которая по сей день известна как 8 секвенций (связок) Местре Бимбы. Надо отметить, что до этого момента капоэйру не тренировали в нашем современном понимании. Ее отрабатывали непосредственно в Роде, в процессе игры и боя. Местре Бимба также стал первым, кто начал использовать пояса для обозначения уровня капоэйриста. Этот великий мастер сделал очень многое для признания капоэйры как спорта и достояния Бразилии. Чего стоят только выступление перед Президентом Бразилии , о котором несколько лет до этого нельзя было и помыслить!

Первой академией более традиционной формы капоэйры, Капоэйры Ангола, стала Академия Местре Паштиньи, открытая в 1941 году. Он был первым, кто ввел форму в капоэйру. Ученики его школы носили черные брюки и желтые майки – цвета любимой футбольной команды мастера Ypiranga.

В настоящее время существует большое количество направлений и стилей капоэйры: Capoeira Contemporanha, Regional, Tradicional, Angola, Miudinho – и между ними существовали и существуют разногласия и противоречия. Но представители всех направлений сходятся в одном – в уважении к Великим мастерам, которые сделали возможным развитие замечательного искусства капоэйры и в современном мире.

Оборона Киломбуш

Вид с вершины горы, на которой располагается Киломбуш.

Мемориальный парк Quilombo dos Palmares.